ул. Белинского, 9б
8 (831) 428-30-09
Вчера очередной "клиент" попросил сделать точную копию одного известного сайта. На этот раз речь шла о новостях, но суть "просьбы" от этого не изменилась. И я опять потратил полчаса своего времени, объясняя, почему это делать, не стоит. Поэтому решил сделать запись, чтобы потом просто давать таким клиентам ссылку.
Во-первых, мне вообще не нравится задача "точная копия". Кроме чисто юридических заморочек, которые благодаря неэффективности авторского права не очень беспокоят заказчиков, есть еще и моральные принципы. Так вот - с моральной точки зрения "точная копия" есть не что иное, как плагиат. И когда меня просят это сделать, я слышу первый тревожный звоночек, который означает, что возможно с таким заказчиком не стоит иметь дела. Если он не осознает (а еще хуже, если осознает), что так делать не очень хорошо - это значит, что в любой момент такой заказчик может и по отношению ко мне сделать что-то неладное. Задержать оплату, либо не рассчитаться полностью - да мало ли что может прийти в голову человеку, который не различает хорошее и плохое. Более того - копия сайта с большим уровнем достоверности определяется поисковой системой, и о продвижение сайта можно смело забыть.
Во-вторых, обычно заказчики не представляют насколько сложно сделать "точную копию". Для этого надо проанализировать сайт-оригинал до мельчайших деталей, знать его вдоль и поперек. Причем не только в плане отображения информации, но и реакцию на те, или иные действия пользователя, или администратора, внутреннее "снаряжения". А это занимает невероятно много времени. И все равно потом окажется, что где-то вы пропустили, потому что на момент анализа какая-то функция отсутствовала или казалась неважной, а для заказчика именно она является наиболее заметной. А все остальное, что делалось с трудом и нервами, он вообще не видел и не знал что это нужно. Если проводить аналогии, то заказчик просит дом, точно, такой как у соседа, но видит он только фасад и двор, а мне надо знать, как сделано стены, как проведена коммуникации, где газ, где вода ну и все до последнего гвоздя на чердаке.
В-третьих, я не очень себе представляю появление "клона" в том же сегменте и фактически для тех же пользователей. Неужели заказчик не думает, что люди не заметят? И какое о нем будет мнение потом? "Невозможно придумать ничего своего, просто скопируй" - это как минимум. А я, как исполнитель, после этого тоже должен жить в нашем городе и думать о своей репутации.
В-четвертых, обычно заказ копии сайта означает, что клиент не разбирается в деле вообще, он просто хочет ресурс. А это в свою очередь всегда невероятные трудности в дальнейшем общений. От неприятия элементарных вещей (а почему у нас не такой адрес) до глобальных (я тоже хочу, чтобы мы гугле были на первом месте) и объяснять это не просто трудно, а невозможно, если человек изначально считает, что ей не нужно разбираться в том, чего же она хочет от сайта.
Пятое - это полное отсутствие воображения. Заказчик не может себе представить другой вариант, чем тот, что ему понравился. Опыт показывает, что такие заказчики не воспринимают предварительные макеты и объяснения типа "здесь будет видеоролик" не поверите, но такие клиенты требуют снять настоящий видеоролик и поставить его, то есть сделать все "вживую". А если потом окажется, что это не войдет в окончательную версию сайта, то (ВНИМАНИЕ) - клиент за это не заплатит. По крайней мере, большинство так и пытались сделать.
Шестое - заказчик не доверяет мне как профессионалу. Сайт, например он, видит, а мою работу еще нет. Вопрос - зачем тогда вообще ко мне обращаться? Нанимай тех, кто делал сайт, который понравился.Вот по этим причинам мы НЕ делаем копии сайтов. Кстати все вышеприведенные аргументы так и не дошли до потенциального клиента и после всего вышесказанного он просто спросил "Нет, но вы можете это сделать?". Тогда я просто назвал такую сумму, от которой у него очень вытянулось лицо, и он только пробормотал "я подумаю" на прощание.